Почему ребёнок фантазирует?
Наиболее часто встречающимся явлением в семьях, в которых живут маленькие дети, является способность детей дошкольного возраста воображать или фантазировать. Зачастую, подобные фантазии переплетаются, образуя наряду с действительным, реальным миром, мир грёз или воображаемый мир. Подобный уход ребёнка от реальности, в большинстве случаев, связан с необычным развитием самосознания. Ребёнок ещё не способен в полной мере различать мир реальный от мира им самим же выдуманных фантазий. Границы между данными мирами чрезвычайно расплывчаты и туманны в сознании ребёнка. Нет смысла думать, что ваш ребенок врет, т.к. оба этих мира для него являются реально существующими. Ребёнок редко способен контролировать и регулировать вхождение и побег из «зазеркалья», но в основном возврат к действительности сопровождается словесным порывом «Мама!» или «Папа!». В этой ситуации взрослый оказывается возможным помочь ребёнку вернуться в мир реальных вещей. Иногда дети всё же способны управлять миром фантазий. При подавленном, «пасмурном» настроении, ребёнок справляется с подобным состоянием путём вхождения в воображаемый мир фантазий. Ребёнок представляет себя где-нибудь в безопасном, укромном местечке, где-нибудь на крыше замка, в абсолютной недосягаемости. Таким образом, он оказывается возможным регулировать свои эмоции и переживания по поводу внешнего мира с помощью «волшебных» средств воображаемого им мира.
Постепенно с развитием и становлением самосознания и идентификации самого себя как личности, проявления различного рода фантазий, выдумок, в сознании ребёнка угасают и перестают восприниматься так болезненно со стороны ребёнка. Ребёнок уже более чётко разграничивает и разделяет эти миры, позиционируя себя не как заложник собственных фантазий, а как их создатель, способный регулировать их появление и исчезновение, а также характер и значение фантазий, их смысл и направленность.
Образцы воображения зависят от опыта и знаний ребёнка. Но так как опыт ребёнка беден, уровень понимания ещё недостаточно высок, возникающие образы часто далеки от реальности.
В образах воображения происходит смешение элементов, почерпнутых из разных источников, реального и сказочного. В этом заключается не сила, а слабость воображения, в ходе недостаточного опыта и критичности мышления и неумения отличать возможное от невозможного. Ребёнок просто старается понять, взрослые же считают, что он сознательно фантазирует.
Со временем, формируется творческое (продуктивное) воображение. Воображение формируется в игре, изобразительной деятельности, восприятии сказок, самостоятельном сочинительстве, конструировании и др. с помощью воображения ребёнок познаёт мир в форме особых образов. Оно развивается вместе с теоретическим мышлением и выполняет единую функцию в познавательном процессе.
Благодарю Вас за добавление статьи в: